В соответствии со статьей 64 Федерального закона РФ от 7 июля 2003 г. №126-ФЗ «О связи»; Федеральным законом РФ от 12 августа 1995 г. №144 –ФЗ «Об оперативно–розыскной деятельности»; Постановлением правительства РФ от 27 августа 2005 г. №538 «Об утверждении Правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность»; Пунктом 10 приказа Минкомсвязи России от 26 августа 2014 г. №258 «Об утверждении Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию», Лицензионными требованиями и др. оператор связи обязан реализовать устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в области связи требования к сетям и средствам связи для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Для ввода в эксплуатацию сетей связи оператор, после получения лицензий связи, обязан предоставить в Управление Роскомнадзора в пакете документов на ввод в эксплуатацию акт ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи. Допускается по согласованию с органом федеральной службы безопасности вместо акта ввода в эксплуатацию технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий направление утвержденного плана по внедрению технических средств для проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее – План СОРМ) на вводимой в эксплуатацию сети электросвязи.
Без получения данного документа, ввод в эксплуатацию невозможен. Более того, отсутствие документов, подтверждающих организацию мероприятий по внедрению СОРМ, может повлечь получение предписания от Роскомнадзора об устранении данного нарушения в определенный срок, а так же наложение на оператора связи административное наказание за несоблюдение лицензионных условий на основании ст. 14.1. КоАП РФ. Неустранение нарушений может повлечь за собой в том числе и аннулирование лицензий на оказание услуг связи.
Сейчас существует несколько форм СОРМ.
- СОРМ-1. Анализ трафика телефонных сетей связи.
- СОРМ-2. Анализ трафика на сетях передачи данных, в том числе поставщиков интернет услуг и операторов мобильной связи.
- СОРМ-3. Позволяет собирать, накапливать и хранить данные абонентов, включая информацию в виде предоставляемых услуг и совершенных оплатах.
- Закон Яровой (требования № 374-ФЗ от 6 июля 2016 г.). В частности хранение данных до 30 суток, с увеличением объема хранения данных на 15% в год.
Реализация плана СОРМ может пойти по двум вариантам пути:
-
Установка собственного оборудования СОРМ
Чаще всего с Оператора требуют приобретения оборудования СОРМ, минимальная стоимость которого составляет около 500 тыс. руб. Также необходимо за свой счет организовать канал связи между сетью Оператора и точкой присоединения к оборудованию ФСБ, и платить поставщику СОРМ за техническое обслуживание оборудования.
-
Согласование АутСОРМинга (использование оборудования СОРМ вышестоящего провайдера).
Некоторые региональные Управления ФСБ позволяют согласовать Планы СОРМ с учетом использования оборудования СОРМ вышестоящего провайдера. В таком случае согласовывается план СОРМ и регламент взаимодействия Оператора, Вышестоящего оператора и ФСБ. В данном случае, установки собственного оборудования от Оператора не требуется, что позволяет существенно сэкономить на данном вопросе. К сожалению, в некоторых регионах ФСБ против использования АутСОРМинга.
В среднем планы реализации СОРМ выдаются на срок от полугода до двух лет. Обычно план СОРМ состоит из нескольких этапов:
- Разработка и согласования перечня лиц, привлекаемых к установке и обслуживанию СОРМ. Этот этап обычно занимает 2-4 месяца, за это время необходимо успеть согласовать с ФСБ списки представителей и инструкции взаимодействия с Управлением ФСБ;
- Разработка и реализация технических условий на присоединение СОРМ Оператора к оборудованию Управления ФСБ. Этот этап подразумевает под собой получение Оператором технический условий на присоединение пункту управления УФСБ, согласование типа и схемы присоединения, организация канала связи в соответствии с данными техническими условиями. В случае АутСОРМинга на данном этапе согласовывается Регламент взаимодействия Оператора, Вышестоящего оператора и Управления ФСБ. Данный этап занимает от 3 до 6 месяцев;
- Тестирование функциональности оборудования СОРМ и канала присоединения к пункту управления УФСБ. В случае установки собственного оборудования, Оператор устанавливает оборудование СОРМ, проводит все тестирование на подключение к пульту управления УФСБ. В случае АутСОРМинга Операторы выполняют все подключения и тестируют оборудование СОРМ вышестоящего провайдера. Данный этап занимает в среднем 2-3 месяца;
- Опытная эксплуатация СОРМ и устранение всех недостатков выявленных при эксплуатации по мере их обнаружения. На данный этап ФСБ дает от 4 до 12 месяцев, в зависимости от региона.
По завершению всех этапов, Оператор совместно с Управлением ФСБ проводит приёмо-сдаточные материалы и подписывает акт о вводе в эксплуатацию ТС ОРМ.
У каждого регионального Управления ФСБ есть свои особенности и требования к составу документов на выдачу плана СОРМ. Минимальный пакет документов состоит из письма-уведомления о необходимости получения плана СОРМ, оформленной по всем правилам схемы организации сети связи, пояснительной записка, в которой должно быть указано какие услуги планирует оказывать оператор связи, какое оборудование планируется использовать, как организован выход на сеть общего пользования, организационной схемы компании, приказов о назначении ответственных лиц, перечня лиц, привлекаемых к установке и обслуживанию технических средств ОРМ.
Процесс согласования Плана обычно занимает достаточно длительное время, обычно от двух месяцев и до полугода, согласование Плана рекомендуется начинать как можно ранее, чтобы успеть в срок начать оказывать услуги связи.