Понятие Универсальных услуг связи и принцип организации универсальных услуг связи установлен Законом Российской Федерации “О связи” от 07.07.2003 № 126 – ФЗ (ст. 57 – 61).
К универсальным услугам связи относятся:
- услуги телефонной связи с использованием таксофонов;
- услуги по передаче данных и предоставлению доступа к сети “Интернет” с использованием пунктов коллективного доступа.
Оказание универсальных услуг связи осуществляется операторами универсального обслуживания, отбор которых осуществляется по результатам конкурса, который проводится в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (от 22 апреля 2005 г. № 248) или в порядке назначения из числа существенных операторов связи в сети связи общего пользования, если на конкурс не поступило ни одной заявки.
В соответствии со ст. 59 Закона “О связи”
“В целях обеспечения возмещения операторам универсального обслуживания убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи, формируется резерв универсального обслуживания.”
В соответствии п. 1 ст. 60 Закона “О связи”
“Источниками формирования резерва универсального обслуживания являются обязательные отчисления (неналоговые платежи) операторов сети связи общего пользования и иные не запрещенные законом источники.”
Владимир Путин на заседании Совета безопасности Российской Федерации от 25.07.2007 года указал, что “…в России целенаправленно проводились меры по росту информатизации экономики и в целом общественной жизни. Мы стали конкурировать лучше в этом спектре экономике и в мире, стали больше концентрировать ресурсов и сил на этих важнейших направлениях… Отмечу, что к 2009 году в России не останется ни одного нетелефонизированного населенного пункта, не должно не остаться ни одного. Надеюсь, что эти планы будут реализованы (а еще совсем недавно у нас было таких населенных пунктов более 40 тысяч)”.
Авторы стратегии, разработанной в Совете Безопасности, четко изложили ориентиры, к которым должна прийти Россия в 2015 году. Так, число точек общественного доступа к сети Интернет должно быть не менее четырех на 10 тыс. населения. При этом 80% городов должны иметь доступ к официальным сайтам государственных органов. На настоящий момент официальные данные о надлежащем исполнении поручения Президента РФ отсутствуют.
Целями настоящей статьи является правовая квалификация отчислений в резерв универсального обслуживания, а также выявление рисков операторов связи, которые по ряду причин не исполняют своей обязанности по таким отчислениям.
За оказание данных услуг из резерва универсального обслуживания операторам связи возмещаются понесенные ими убытки от проведения этой общественно полезной деятельности.
В соответствии с Федеральным законом “О связи” (далее ФЗ “О связи”) оказание универсальных услуг связи осуществляется на конкурсной основе, но на случай отсутствия заявок на участие в конкурсе или невозможности выявления победителя оказание таких услуг возлагается на оператора, занимающего существенное положение в сети связи общего пользования. Данный оператор не вправе отказаться от возложенной на него обязанности (абз. 3 и 4 п. 2 ст. 58).
При этом убытки, причиняемые оказанием универсальных услуг связи, возмещаются операторам из резерва универсального обслуживания (ст. 59 ФЗ “О связи”).
Данная мера направлена на перспективное развитие отрасли связи и расширение возможностей операторов по оказанию не только универсальных услуг связи в отдаленных районах, но и иных услуг связи, получению прибыли, реализации свободы предпринимательской деятельности.
В соответствии с ст. 59 ФЗ “О связи” оператор сети связи общего пользования производит отчисления (неналоговые платежи) в резерв универсального обслуживания.
Правительство РФ утвердило “Правила формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания” (Постановление Правительства РФ №243 от 21.04.2005 г., в редакции от 29.11.2007 г.).
Ст. 60 ФЗ “О связи” (в редакции от 29.12.2006 г.) устанавливает: (i) ставку обязательного отчисления и базу расчета (ставка устанавливается в размере 1,2%; (ii) базой расчета обязательных отчислений (неналоговых платежей) являются доходы, полученные в течение квартала от оказания услуг связи абонентам и иным пользователям в сети связи общего пользования; (iii) оплата производится в течение 30 дней после окончания каждого квартала.
Ранее (до 29.12.2006 г.) ст. 60 ФЗ “О связи” не содержала положений о существенных условиях, касающихся взимания сбора (в частности по порядку формирования резерва, порядку оплаты и пр.). Необходимые нормы были установлены Правительством РФ в “Правилах формирования и расходования средств резерва универсального обслуживания”.
Постановление Конституционного суда РФ от 28.02.2006 г. №2-П “По делу о проверке конституционности отдельных положений федерального закона „О связи“ в связи с запросом думы Корякского автономного округа” (далее Постановление Конституционного суда) в т.ч. установило, что необходимые условия по формированию резерва универсального обслуживания в соответствии с Конституцией РФ должны содержаться не в Постановлениях Правительства, а в Законе.
На основании данного Постановления Конституционного суда были внесены необходимые поправки в ФЗ “О связи”. В частности, ст. 60 была дополнена положениями о порядке формирования резерва универсального обслуживания.
Комментарии
Маргарита Зобнина, доцент НИУ-ВШЭ
“Необходимость привлечения денежных средств в резерв универсального обслуживания за счет отчислений операторов неочевидна. Предложение Мининформсвязи о включении обязанности денежных отчислений в резерв универсального обслуживания в лицензии операторов связи трудно оценить однозначно. С одной стороны, конечно же, необходимо поддерживать универсальные услуги связи и восполнять соответствующие затраты отдельных операторов. Поэтому существование обязанности пополнять резерв универсального обслуживания оправдано. В то же время, непременная необходимость отчисления денежных средств участниками рынка воспринимается негативно. Ведь эти средства компании могут инвестировать в развитие собственных сетей, что положительно как для самих операторов, так и для их абонентов”.
Владислав Кочетков, президент-председатель правления ИК “Финам”
“Отчисления в резерв универсального обслуживания участники рынка могут использовать в качестве мотивации для повышения тарифов. Инициатива Мининформсвязи о включении в лицензии операторов обязанности денежных отчислений в резерв универсального обслуживания была ожидаема. На сегодняшний день, хоть и в другом порядке, операторы уже перечисляют средства на поддержку предоставления универсальных услуг связи. Однако в целом подобные действия вполне логично оцениваются компаниями негативно, так как участников рынка обязывают поддерживать социальные инициативы государства. Стоит отметить, что в дальнейшим данное обязательство операторы могут включить в обоснование повышения собственных тарифов на связь”.
Реквизиты счета Россвязи
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (для Федерального агентства связи)
Наименование банка: ОПЕРУ -1 Банка России, г. Москва
БИК банка: 044501002
Cчет: №40101810500000001901