С 14.12.2018 на рассмотрении в Государственной Думе находится Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ “О связи». 16 апреля 2019 года он был принят в третьем чтении Государственной думой, соответственно, от вступления его в законную силу отделяет лишь Совет Федерации и подпись Президента.
Полагаем, что принятие закона является фактически делом решенным и он вступит в силу 1 ноября 2019 г. Поэтому предлагаем кратко пройтись по ключевым нововведениям:
Итак, статью 46 дополнит часть 5.1, которая обязывает операторов связи обеспечить установку в своей сети технических средств противодействия угрозам и сообщить об установке оборудования в Роскомнадзор в течении 3-х дней. Отметим, что Роскомнадзор предоставляет на безвозмездной основе операторам связи данные технические средства противодействия угрозам.
Установка технических средств противодействия угрозам снимает обязанность операторов ограничивать доступ к сети Интернет, доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации». То есть отпадает необходимость в установке системы «Ревизор». За фильтрацию трафика будут отвечать новые технические средства противодействия угрозам и владельцы автономных систем.
Рассматриваемый законопроект обязывает операторов связи, а также просто собственников линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, предоставлять в электронной форме в Роскомнадзор информацию об использовании таких линий связи (их функциональных элементов или ресурсов). Причем, линии связи, пересекающие границу, возможно передавать во владение или пользование только на основании договора, который включает в себя информацию о назначении таких линий связи, а также о применяемых для этих целей средств связи. По сути, будет необходим проект, включающий основные параметры и описание сети.
Особенно хотели бы отметить нововведения, которые ждут операторов связи, имеющих номер автономной системы. В их обязанности теперь будет входить:
- выполнение правила маршрутизации сообщений электросвязи;
- корректировка маршрутизацию сообщений электросвязи по требованию Роскомнадзора;
- использование специальных технических средств для разрешения доменных имен;
- обеспечение бесперебойности функционирования средств связи взаимодействующих со средствами связи других собственников и владельцев имеющих номера автономных систем;
- использование точек обмена трафика, сведения о которых будут содержаться в реестре точек обмена трафика;
- предоставление всей требуемой информации о подключении и использовании автономной системы по требованию Роскомнадзора.
Собственники или владельцы технологических сетей связи, имеющие номера автономных систем, обязаны обеспечить установку в своей сети связи технических средств контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, предусматривающего ограничение доступа к информации. Также обязаны участвовать в учениях, положение о проведении которых устанавливает Правительство Российской Федерации
Как видим, ответственность владельцев автономных систем возросла на порядок.
Более того, законопроект предусматривает переход управления сетями связи Роскомнадзору, в случаях возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети “Интернет” и сети связи общего пользования. То есть, теперь Роскомнадзор не просто обязывает операторов связи выполнять свои требования, но может и сам взять управление над сетью связи общего пользования, посредством устанавливаемых технических средств противодействия угрозам.
Ну и в завершении, законопроект предусматривает создание национальной системы получения информации о доменных именах и (или сетевых адресах). Требования к национальной системе доменных имен, порядок ее создания, а также правила ее использования определяет Роскомнадзор.
Выводы:
- Роскомнадзор получит полный реестр точек обмена трафиком и сможет через передавших ему управление провайдеров блокировать каналы к любому ресурсу.
- Обходить блокировки станет гораздо сложнее, ведь Роскомнадзору теперь не понадобится обращаться к провайдерам с распоряжением заблокировать те или иные адреса, он вполне самостоятельно это оперативно осуществит.
- Предложенный законопроект предлагает не самый жесткий из возможных вариантов регулирования. Он сохраняет рынок провайдеров, хотя мог бы ограничить его одним или несколькими.