Закон о суверенном интернете

С 14.12.2018 на рассмотрении в Государственной Думе находится Законопроект о внесении изменений в Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ “О связи». 16 апреля 2019 года он был принят в третьем чтении Государственной думой, соответственно, от вступления его в законную силу отделяет лишь Совет Федерации и подпись Президента.

Полагаем, что принятие закона является фактически делом решенным и он вступит в силу 1 ноября 2019 г. Поэтому предлагаем кратко пройтись по ключевым нововведениям:

Итак, статью 46 дополнит часть 5.1, которая обязывает операторов связи обеспечить установку в своей сети технических средств противодействия угрозам и сообщить об установке оборудования в Роскомнадзор в течении 3-х дней. Отметим, что Роскомнадзор предоставляет на безвозмездной основе операторам связи данные технические средства противодействия угрозам.

Установка технических средств противодействия угрозам снимает обязанность операторов ограничивать доступ к сети Интернет, доступ к которой должен быть ограничен в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ “Об информации, информационных технологиях и о защите информации». То есть отпадает необходимость в установке системы «Ревизор». За фильтрацию трафика будут отвечать новые технические средства противодействия угрозам и владельцы автономных систем.

Рассматриваемый законопроект обязывает операторов связи, а также просто собственников линий связи, пересекающих Государственную границу Российской Федерации, предоставлять в электронной форме в Роскомнадзор информацию об использовании таких линий связи (их функциональных элементов или ресурсов). Причем, линии связи, пересекающие границу, возможно передавать во владение или пользование только на основании договора, который включает в себя информацию о назначении таких линий связи, а также о применяемых для этих целей средств связи. По сути, будет необходим проект, включающий основные параметры и описание сети.

Особенно хотели бы отметить нововведения, которые ждут операторов связи, имеющих номер автономной системы. В их обязанности теперь будет входить:

  • выполнение правила маршрутизации сообщений электросвязи;
  • корректировка маршрутизацию сообщений электросвязи по требованию Роскомнадзора;
  • использование специальных технических средств для разрешения доменных имен;
  • обеспечение бесперебойности функционирования средств связи взаимодействующих со средствами связи других собственников и владельцев имеющих номера автономных систем;
  • использование точек обмена трафика, сведения о которых будут содержаться в реестре точек обмена трафика;
  • предоставление всей требуемой информации о подключении и использовании автономной системы по требованию Роскомнадзора.

Собственники или владельцы технологических сетей связи, имеющие номера автономных систем, обязаны обеспечить установку в своей сети связи технических средств контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, предусматривающего ограничение доступа к информации. Также обязаны участвовать в учениях, положение о проведении которых устанавливает Правительство Российской Федерации

Как видим, ответственность владельцев автономных систем возросла на порядок.

Более того, законопроект предусматривает переход управления сетями связи Роскомнадзору, в случаях возникновения угроз устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории Российской Федерации сети “Интернет” и сети связи общего пользования. То есть, теперь Роскомнадзор не просто обязывает операторов связи выполнять свои требования, но может и сам взять управление над сетью связи общего пользования, посредством устанавливаемых технических средств противодействия угрозам.

Ну и в завершении, законопроект предусматривает создание национальной системы получения информации о доменных именах и (или сетевых адресах). Требования к национальной системе доменных имен, порядок ее создания, а также правила ее использования определяет Роскомнадзор.

Выводы:

  1. Роскомнадзор получит полный реестр точек обмена трафиком и сможет через передавших ему управление провайдеров блокировать каналы к любому ресурсу.
  2. Обходить блокировки станет гораздо сложнее, ведь Роскомнадзору теперь не понадобится обращаться к провайдерам с распоряжением заблокировать те или иные адреса, он вполне самостоятельно это оперативно осуществит.
  3. Предложенный законопроект предлагает не самый жесткий из возможных вариантов регулирования. Он сохраняет рынок провайдеров, хотя мог бы ограничить его одним или несколькими.